Предметные недели

Предметная неделя - это не только традиционное внеучебное мероприятие, преследующее определенные учебные и воспитательные цели, это многоцелевое единство мероприятий, объединенных общими идеологическими задачами, по возможности прозрачными, видимыми не только преподавателям, но и учащимся, и подчиненной решению этих задач рационально отстроенной системой конкурсов, игр, олимпиад, тематических клубов и т.п.

Цели предметной недели

Воспитание познавательного интереса. Мотивация учебной деятельности учащихся может включать в себя разные аспекты: желание получить высокую оценку, одобрение родителей, преподавателей и т.п. Наиболее плодотворным нам кажется формирование у учащихся устойчивого познавательного интереса ради самого процесса познания, закрепление отношения к познанию как к форме получения интеллектуального удовольствия. И учебно-развлекательные мероприятия предметной недели как нельзя лучше решают эту задачу.

Переориентация восприятия учебных дисциплин. Продуманная предметная неделя дает прекрасную возможность показать не с академической, уже вполне приевшейся школьнику, стороны различные учебные дисциплины. Задача перед организаторами стоит не из легких - "сломать" стандарт восприятия, показать ребятам известные учебные предметы с неизвестной им стороны: не как набор правил, догм, а как нечто живое, постоянно развивающееся.

Информальное использование учебных знаний, навыков, умений. Одной из причин "прохладного" отношения школьников к учебе является кажущаяся невостребованность полученных ими знаний в реальной жизни. Дайте ребятам возможность во внеучебной игровой обстановке использовать полученные в ходе школьных занятий умения и навыки, и, возможно, это послужит первотолчком для формирования нового отношения к учебе как к чему-то ценностному, необходимому, востребованному не только на уроке.

Формирование целостного взгляда на мир и человека. Для школьных преподавателей не секрет, что крайне сложно создать интегрированный курс хотя бы в рамках предметов одного цикла (например, гуманитарного), курс, в котором тот или иной факт реальной действительности представлялся бы не в виде отрывочных мозаичных сведений, полученных на разных предметах в различные годы обучения, а в виде единого блока знаний, освоенных единовременно, формирующих целостный взгляд на мир. Предметная неделя может помочь решить и эту задачу. Мероприятия, в ходе которых объединяются и взаимодействуют различные учебные дисциплины, например русский язык, иностранные языки, литература, история, являются одной из необходимых составляющих этого учебно-воспитательного действа.

Расширение кругозора. Специфика организации учебного процесса в старших классах такова, что классы зачастую достаточно жестко специализируются в той или иной учебной области (физико-математические классы, гуманитарные, классы информатики и т.д.). С одной стороны, это совершенно оправданно необходимостью более глубокого погружения учащимися в учебные дисциплины в соответствии с их интересами, а также необходимостью получить качественную стартовую площадку в виде основательных знаний для успешного прохождения вступительных экзаменов в вуз. С другой - не обходится без жертв: гуманитарии лишаются возможности глубоко поработать в сфере логических задач, увидеть в физике не столько скучную науку с бессмысленным набором формул, сколько захватывающее учение о мире, в котором мы живем. Будущие физики невольно оказываются обделены знаниями о культуре и истории своей страны, что напрямую связано с проблемой недооформления собственной внутренней культуры.

Предметная неделя в школе , где жесткая учебная дифференциация классов старшего звена является одним из краеугольных камней учебного процесса, как раз помогает качественно решать задачу формирования гармоничного мировоззрения учащихся. Гуманитарная предметная неделя - это вовсе не неделя для гуманитариев, физико-математическая неделя - не неделя для математиков, это попытка показать пути познания мира во всей многогранности, будь то физический эксперимент или осмысление действительности через художественные образы. Предметная неделя в школе - это возможность для физиков попробовать себя в гуманитарных науках, для гуманитариев - оценить свои силы в логических математических играх и т.д. Иными словами, это возможность расширить свой кругозор, понять, насколько увлекательна, сложна и необходима другая, не твоя, область знания.


Неформальное общение преподавателей и учащихся. В традиционной учебной практике, хотят этого преподаватели или нет, психолого-педагогические роли расписаны заранее. Учителя и те, кого они учат, разведены по разные стороны педагогического "барьера". Как и всякая жестко закрепленная, не имеющая движения структура, эта также бездушна. Поэтому так ценны любые проявления неформального учебного взаимодействия преподавателей и учеников. Видеть не просто добросовестных работников, прекрасно знающих свой предмет, а живых людей, влюбленных в свою профессию, - это ли не самый эффективный воспитательный опыт?

Структура и формы проведения недели

По своему месту в учебном процессе предметные недели могут как вклиниваться в расписание уроков (при условии, что учебный план это позволяет), так и вестись во внеучебное время.

Учебное и внеучебное время занимают в школе, как правило, тематические недели - это предметные недели. Тематические недели особенно хороши тем, что позволяют дать школьникам целостное восприятие того или иного научного факта. Они наиболее сложны в подготовке, потому что представляют особую, обычно, авторскую учебно-методическую разработку, требуют длительной усиленной подготовки, предполагают активное участие и взаимодействие практически всех преподавателей школы.

Сделать полное описание всех видов мероприятий, проводимых в рамках предметных недель, в одной статье невозможно. Поэтому мы остановимся подробнее лишь на некоторых из них.

Учебные мероприятия

Олимпиады, рейтинговое тестирование

Готовя задания для олимпиад предметной недели, мы исходим из следующих принципов: включение заданий, в основе поиска решений которых лежит не просто воспроизведение тех или иных научных фактов, а возможность найти ответ путем логических операций; составление олимпиадных заданий в нескольких вариантах, что позволяет создать довольно гибкую систему, учитывающую индивидуальные возможности и интересы учащихся, а также уровень их подготовки, что немаловажно для привлечения к участию в олимпиадах (участию исключительно добровольном, а не по указанию учителя) учащихся со средними знаниями по предмету; деление заданий на тематические блоки (например, в рамках олимпиады по истории - блоки "История России", "Новая история", "История XX века" и т.д.). Это позволяет одновременно привлечь к участию в одной олимпиаде учащихся нескольких параллелей, что создает особый эффект преемственности, а также значительно расширяет учебный спектр предмета ввиду наглядно ощутимой перспективы.

Стендовые задания

В первый день предметной недели оформляются стенды с заданиями. Работы с выполненными заданиями сдаются учащимися в оргкомитет предметной недели на третий день с начала ее проведения. Естественно, что далеко не все учащиеся, принимающие участие в выполнении стендовых заданий, работают самостоятельно; как правило, даже работы, подписанные одним школьником, тем не менее выполнены в тесном творческом соавторстве с другими учащимися школы. Отдавая себе в этом отчет, мы видим в этом мероприятии смысл: ребята, работающие со стендовыми заданиями, все равно в большинстве случаев не опускаются до банального списывания, пытаются внести свой маленький вклад в общую (выработанную пусть даже не ими самими) концепцию ответа на предложенные вопросы. А это тоже возможность интеллектуального, творческого соучастия, тоже возможность узнать для себя что-то новое.

Учебно-развлекательные мероприятия

Марафон (марафон-пазл, детективный марафон)

Марафон - командная игра (число человек в команде оговаривается заранее, приблизительно пять-семь). В основе игры - максимально быстрое перемещение команд между различными игровыми этапами (именно эта особенность игры закреплена в названии), где ребятам задают вопросы из различных учебных дисциплин. Этапов предлагается от шести до восьми (возможно и иное количество). Марафон может быть узко предметный (например, по математике), может включать вопросы целой образовательной области (гуманитарный марафон). Команда, ответившая правильно на вопрос очередного этапа, получает жетон.

Помимо традиционного марафона мы используем марафон-пазл.

Отличия марафона-пазла от основной формы игры состоят в том, что вместо жетонов в случае успешного прохождения этапа участникам выдаются кусочки картинки; кроме того, от команд не требуется полного прохождения всех этапов. Если ребята догадались, что представляет собой изображенное на картине в целом, они могут прервать движение по этапам и сразу направиться в кабинет-штаб, чтобы дать правильный ответ. Побеждает тот, кто первым догадался, что изображено на собираемом ими пазле. Пазлы команд отличаются друг от друга.

Еще одной разновидностью этой же игры является детективный марафон. В отличие от марафона-пазла здесь собирают не картинку, а информацию, и задания этапов обязательно должны представлять собой некую стройную логическую систему. Отвечая на вопросы, задаваемые на этапах, команды собирают информацию. Между частицами этой информации они должны найти логическую связь и догадаться, о чем же в конечном итоге идет речь. Побеждает тот, кто первым даст правильный ответ. Этот тип марафона был использован на одной из гуманитарных недель, в качестве собираемой информации выступили различные аспекты известнейших литературных произведений.

Общее требование к заданиям марафона следующее: вопросы должны быть составлены так, чтобы участники игры могли не столько вспомнить искомые научные факты, сколько при помощи группового интеллектуального взаимодействия найти правильный ответ.

Антинаучный конгресс

Антинаучный конгресс - одна из интереснейших форм учебно-развлекательных мероприятий предметной недели. Учащимся предлагается подготовить выступление к псевдонаучной конференции, на которой им предстоит защита совершенно лженаучных работ, ненаучное содержание которых должно быть оформлено с использованием научных методов и приемов. Оцениваются доклад, оформление работы (графики, таблицы), умение отвечать авторов работы на вопросы зала в ходе прений по окончании доклада.

Свобода учащихся в выборе тем для работ, полная самостоятельность в проведении ими антинаучного исследования является одним из основных условий подготовки антинаучного конгресса.

Развлекательно-учебные мероприятия

Интеллектуальное казино

Интеллектуальное казино в основном проводится в конце недели. Игры, представленные на этом мероприятии, могут быть самого разного характера (многое зависит от фантазии организаторов предметной недели): физико-математическая рулетка, исторические карты, гуманитарные кости и т.д.

Итоговое мероприятие предметной недели

Аукцион

Любое учебное взаимодействие преподавателей и учащихся должно приходить к какому-либо логическому концу. Одной из нестандартных форм подведения итогов предметной недели в школе является аукцион. Форма проведения идентична традиционным аукционам. Основное отличие в том, что выставляется в качестве лотов на этом мероприятии. Это могут быть шуточные призы, всякого рода розыгрыши, а также специальные учебные лоты от преподавателей, например оценки "хорошо" и "отлично" по различным предметам (в зависимости от специализации недели) как текущие, так и по контрольным работам, причем обязательно оговаривается, оценка какого преподавателя, по какому предмету выставляется в виде учебного лота.

Для того чтобы финальное мероприятие недели могло состояться в виде аукциона, с начала предметной недели необходимо хождение специальной учебной валюты.

Учебная валюта

Итак, предметная неделя - это цепь мероприятий, связанных как идеологически, так и формально.

Если об идеологии, целях предметной недели мы уже говорили, то формальные средства связи представляют собой, во-первых, некий условный эквивалент участия ребят в мероприятиях недели, и чаще всего этим эквивалентом становятся либо игровые деньги, либо жетоны, грамоты, ордена, медали и т.д., во-вторых, обязательное итоговое мероприятие (аукцион, восточный базар, парад с присвоением званий и вручением наград, образовательная ролевая игра и т.п.). Иными словами, в ходе проведения итогового мероприятия учащиеся должны тем или иным образом реализовать либо полученные на этой неделе знания, либо приобретенные знаки отличия.

Игровые деньги - наиболее часто используемый эквивалент участия школьников в неделе, они же становятся своеобразным показателем успешности ребят. Каждая предметная неделя изобретает свою валюту.

Для того чтобы игровые деньги были по-настоящему ценны в глазах участников недели, они должны быть оригинальны по исполнению, а также должны соответствовать ценностным характеристикам мероприятия, за которое они получены. Обязательно должна присутствовать ценовая дифференциация: чем сложнее задание, тем большее количество денег получает за его исполнение учащийся.

Заключение

Предложенные выше методические рекомендации по проведению школьных предметных недель не есть обязательное, безоговорочное руководство к действию. Творческие группы преподавателей, участвующие в разработке и проведении предметных недель, одним из основных принципов своей деятельности считают неповторимость, особость каждого подобного мероприятия. Следующая предметная неделя не должна повторять предыдущую, она заново должна претерпеть муки рождения, и, наверное, в этом тоже кроется один из секретов ее успеха.